Ignoramus Alex (_iga) wrote in kpss_ru,
Ignoramus Alex
_iga
kpss_ru

Categories:

Московское международное экономическое совещание 1952 года

Как известно, концепция "мирного сосуществования двух систем" не является выдумкой Хрущёва.
Пропагандировал её ещё Сталин в 1952 году:
«Мирное сосуществование капитализма и коммунизма вполне возможно при наличии обоюдного желания сотрудничать, при готовности исполнять взятые на себя обязательства, при соблюдении принципа равенства и невмешательства во внутренние дела других государств».

(РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 1130. Л. 68-70)

Менее известен исторический контекст этого заявления: в апреле 1952 года в Москве проходило Международное экономическое совещание. Ниже приведены два документа о подготовительной работе к нему.

Сообщение от тов. К.В. Островитянова, члена подготовительной комиссии по созыву Международной экономической конференции
7 июля 1951 г. В Центральный комитет ВКП(б)
Докладываю об итогах работы Международной комиссии по подготовке экономической конференции, заседавшей в течение 27, 28 и 29 июня в Праге. На заседаниях Комиссии присутствовали представители: Франции, Англии, Италии, США, Финляндии, Алжира, Ливана, Сирии, Египта и СССР.
Были обсуждены вопросы: о состоянии подготовки конференции в разных странах, об определении роли и обязанностей подготовительной комиссии и ее связи с Секретариатом Всемирного Совета мира, о порядке дня и работы конференции, об организации Инициативного комитета по созыву конференции.
По вопросу о состоянии подготовки конференции в разных странах выяснилось, что удовлетворительно протекает подготовка во Франции и Италии, где созданы подготовительные комиссии, намечены в основном составы делегаций, включающие видных экономистов, представителей деловых кругов, профсоюзов и других организаций. Принимаются меры к широкому обсуждению и пропаганде целей и задач конференции. В неудовлетворительном положении находится состояние подготовки конференции в Англии, где до сих пор еще не организована подготовительная рабочая комиссия, переговоры с экономистами, деловыми кругами и представителями рабочих организаций находятся лишь в начальной стадии. Представитель Англии Монтэгю указывал в своем сообщении на значительные трудности в деле подготовки конференции из-за политической обстановки в стране. Многие лица, с которыми велись переговоры об участии в конференции, давали отрицательные ответы или уклонялись от ответа. Пока имеется согласие со стороны лиц, или уже связанных с движением борьбы за мир, или недостаточно влиятельных.
Что касается скандинавских стран - Швеции, Норвегии, то пока ведутся переговоры с видными экономистами, представителями деловых кругов, а также профсоюзными деятелями. В Финляндии работа по подготовке конференции не развернута в достаточной степени в связи с проводившейся кампанией выборов в сейм.
В странах Ближнего Востока имеются большие возможности для привлечения к участию в конференции представителей деловых кругов и рабочих организаций, но работа в этих странах только еще начинает развертываться. Представители стран Ближнего Востока указывали на совершенно недостаточное количество мест, отведенных для участия в конференции. С Индией еще не установлен контакт.
В центре внимания работы национальных подготовительных Комиссий стоит вопрос о привлечении деловых кругов. Выяснилась возможность привлечения к участию в конференции представителей промышленников, коммерсантов и банкиров, связанных с теми отраслями промышленности, которые в наибольшей степени страдают от милитаризации экономики. Так, во Франции в состав делегации намечено включить примерно 17-20 видных представителей деловых кругов, из которых 13 человек уже дали свое согласие, в том числе: г[оспода] Метрар от федерации предпринимателей машиностроительной промышленности, Трюптиль из национальной группы судостроения, Вотре из Французского союза экспортных отраслей, представляющий лионскую шелковую промышленность, Тронк из национального банка торговли и промышленности и другие. В Италии рассчитывают на привлечение к участию в конференции минимум 11 представителей капиталистических кругов и, кроме того, считается вероятным привлечение еще 16 представителей. Среди лиц, давших свое согласие на участие в конференции, имеется ряд крупных представителей деловых кругов: вице-президент федерации акционерных обществ, вице-президент организации промышленников Южной Италии, представитель Римского банка и международного банка реконструкции, некоторые бывшие министры в правительстве де Гаспери и другие. Имеются возможности привлечения представителей деловых кругов и в других странах, в особенности в странах Ближнего Востока.
Некоторые члены Комиссии высказались за необходимость привлечения к участию в конференции Всемирной федерации профсоюзов, Международного кооперативного альянса, Международного бюро труда и об установлении предварительного контакта с международным центром так называемых «свободных» профсоюзов. Принято решение обсудить этот вопрос с Луи Сайяном.
Комиссия по инициативе английского делегата поставила перед советскими делегатами вопрос: примут ли участие в конференции представители советских хозяйственных организаций? При этом было указано, что положительное решение этого вопроса будет в значительной мере способствовать успеху конференции и, в особенности, привлечению деловых кругов из капиталистических стран. Советский делегат обещал выяснить этот вопрос.
Принимая во внимание, что до конференции остается всего 3 месяца, на которые падает каникулярное время, необходимо принятие срочных мер для развертывания работы по подготовке конференции во всех странах.
В связи с этим Комиссия наметила ряд мероприятий по улучшению работы по подготовке конференции: выделила ответственных лиц по отдельным странам, уточнила свои обязанности как центра, призванного координировать работу национальных подготовительных комиссий под контролем Секретариата Всемирного совета мира, признала необходимость информировать национальные комитеты о положительном опыте подготовки к конференции в Италии, Франции и некоторых других стран.
Вопрос о подготовке международной экономической конференции должен быть поставлен на обсуждение ближайшего заседания бюро Всемирного совета мира, которое намечается в июле месяце.
При обсуждении вопроса о порядке дня и содержании работы конференции Комиссия исходила из того, что конференция должна доказать возможность мирного сосуществования разных систем, расширить круг лиц, борющихся за мир, путем вовлечения в это дело ряда экономистов, представителей делового мира и профсоюзных организаций.
При этом указывалось, что представители делового мира более узко понимают задачи конференции, будучи заинтересованы лишь в развитии экономических и внешнеторговых связей с другими странами. Было бы неправильно свести работу конференции к дискуссии по чисто коммерческим вопросам и создать у представителей деловых кругов иллюзию, что конференция окончится заключением торговых договоров. С другой стороны, указывалось на опасность, что обсуждение вопросов примет отвлеченный академический или только пропагандистский характер и конференция не даст необходимых конструктивных предложений.
Некоторые члены комиссии (председатель США Дарр и др.) предлагали сосредоточить внимание конференции на вопросе о причинах «холодной войны», подвергнуть критике теории, доказывающие неизбежность войны, как средства предупреждения кризисов, доказать несостоятельность 4-[го] пункта доктрины Трумэна. Большинство членов Комиссии возражало против этих предложений, указывая, что постановка в центре внимания конференции вопросов о причинах «холодной войны», о доктрине Трумэна и т.п. толкнула бы конференцию на путь бесконечных дискуссий и отвлекла бы ее от основной задачи. Осуждения политики войны и экономической дискриминации можно достигнуть путем показа вредного влияния этой политики на состояние экономики и условия жизни населения, а также путем внесения конструктивных предложений по повышению жизненного уровня населения и расширению экономических связей между странами при условии сохранения мира.
В прениях был выдвинут ряд предложений, касающихся содержания докладов. Представители стран Ближнего Востока подчеркивали необходимость особо осветить в докладах и выступлениях экономическое положение в колониальных и зависимых странах.
В результате Комиссия приняла следующую расшифровку содержания докладов:
1. Возможности улучшения условий жизни населения разных стран в середине XX века, при условии сохранения мира.
а) Сравнительное рассмотрение изменений уровня жизни народов под влиянием мировых войн по группам стран (страны социализма и народной демократии, капиталистические страны, колониальные и зависимые страны).
б) Военная экономика и ее влияние на уровень жизни населения: военные бюджеты; инфляция; повышение цен; деградация мирных отраслей хозяйства; безработица; влияние милитаризации на положение различных слоев населения, на положение колониальных и зависимых стран.
в) Снижение уровня жизни и сокращение обмена гражданской продукции.
г) Последствия политики мира:
экономический подъем, расширение рынков, повышение уровня жизни населения.
2. Возможности улучшения экономического обмена между странами.
а) Современное состояние международного обмена.
б) Безрезультатность работы экономического и социального Совета ООН и его специальных комиссий.
в) Влияние политики дискриминации в области торговли.
г) Сырье (влияние милитаризации на распределение сырья и на повышение цен на него).
д) Возможности улучшения международного обмена, расширения экономических и торговых отношений между разными странами и влияние этих факторов на повышение уровня жизни народов.
е) Мирное сосуществование разных систем.
В качестве докладчика по первому вопросу повестки дня «Возможности улучшения условий жизни населения разных стран в середине XX века, при условии сохранения мира» выдвинута кандидатура французского делегата г. Сови, прогрессивного экономиста, профессора демографии, статистики и конъюнктуры, широко известного в экономических кругах Франции и других стран. По второму пункту повестки дня «Возможности улучшения экономического обмена между странами» признано необходимым в качестве докладчика выдвинуть кандидатуру американского или английского представителя, которых должны назвать национальные комитеты сторонников мира этих стран.
Национальным подготовительным Комиссиям предложено представить не позднее 15 августа материалы для докладчика в соответствии с принятой повесткой дня конференции и начать немедленно возможно более широкую пропаганду задач конференции.
Комиссия обсудила вопрос о создании Инициативного комитета по созыву конференции. Необходимость создания такого комитета мотивировалась тем, что многие лица, которые не пожелают откликнуться на приглашение Всемирного Совета мира, могут принять приглашение Международного инициативного комитета, состоящего из авторитетных и широко известных представителей отдельных стран. Комиссия признала желательным участие в Инициативном комитете следующих лиц: Сови (Франция), Джоан Робинсон (видный прогрессивный экономист Англии, лектор Кембриджского университета), Оскара Ланге (Польша), Островитянова (СССР), а также представителей Италии и Среднего Востока. В дальнейшем состав Комитета намечено расширить за счет представителей других стран.
Успех конференции в значительной степени будет зависеть от активной работы советских экономистов. Для вовлечения советских экономистов в работу по подготовке конференции необходимо, как мне кажется, проведение следующих мероприятий:
1. Решить в положительном смысле вопрос об участии в конференции представителей хозяйственных организаций СССР и довести об этом до сведения Международной комиссии по подготовке конференции и национальных подготовительных комиссий.
2. Оформить советскую комиссию по подготовке конференций, включая в ее состав экономистов, представителей ВЦСПС, Центросоюза, а также Министерства внешней торговли и некоторых других государственных органов.
3. Разрешить вопрос о представителе Советского Союза в Инициативном комитете по созыву конференции.
4. Обсудить вопрос о содержании докладов, стоящих в порядке дня конференции, а также о характере резолюций, которые должны быть приняты в итоге работы конференции.
5. Организовать подготовку материалов для докладчиков по вопросам, стоящим в повестке дня конференции.
6. Подготовить статьи и материалы для опубликования в журнале «В защиту мира» и для рассылки по национальным комитетам сторонников мира в целях помощи развертыванию пропаганды задач конференции.
7. Определить состав делегации СССР на экономической конференции, наметить тематику и организовать подготовку выступлений советских делегатов на конференции.
8. Решить в положительном смысле вопрос об организации во время конференции встреч представителей советских хозяйственных организаций с представителями деловых кругов, на что последние рассчитывают.
К. Островитянов РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 137. Д. 521. Л. 2-6.

Сообщение в ЦК ВКП(б) советских представителей Инициативного комитета по созыву Международного экономического совещания М.В. Нестерова, В.Н. Ничкова, К.В. Островитянова
[Октябрь 1951 г.]
В ЦК ВКП(б)
Докладываем о заседании Инициативного комитета по созыву Международного экономического совещания, состоявшегося в Копенгагене с 27 по 29 октября 1951 г.
В состав Инициативного комитета вошло 33 представителя от разных стран. Из них на заседании участвовало 25 представителей. Кроме того, на заседании Инициативного комитета присутствовало в качестве наблюдателей 11 человек: от Дании - 6, США - 1, Финляндии - 1, Норвегии - 1, Швеции - 2. Должен был приехать от США оптовый торговец Самюэль Берил Лаш, но не прибыл.
В составе Инициативного комитета 21 представитель от капиталистических стран и 12 представителей от СССР, Китая, стран народной демократии и Демократической Германии. В составе представителей капиталистических стран имеется экономистов - 9, промышленников, банкиров, землевладельцев - 8, профсоюзных, кооперативных и общественных деятелей - 4.
Представители капиталистических стран, выступившие на заседании Инициативного комитета, - профессора Сови, Робинсон, Стеве, Буржуа, промышленник Браун и другие, - выражали опасения и требовали гарантий, что Московское совещание не будет иметь политического характера, не будет связано с движением за мир, не будет касаться политических разногласий, разъединяющих в настоящее время различные страны, совершенно исключит вопросы пропаганды и, в частности, вопрос о превосходстве одного социального строя над другим, имена участников не будут использованы в политических целях и не будут связаны с какими-либо решениями, с которыми они не согласны. Возможность участия в совещании должна быть открыта для всех, независимо от их политических взглядов в пределах установленной для каждой страны квоты. Совещание не должно своей ближайшей и непосредственной задачей ставить определенное конкретное расширение внешней торговли, а явится лишь первым шагом на этом пути, за которым должны последовать переговоры более конкретного характера.
С другой стороны, среди представителей капиталистических стран выявилась и другая тенденция, особенно ярко выраженная голландским банкиром Стюартом, который настаивал на том, чтобы Московское совещание приняло конкретные решения по вопросам развития внешней торговли. Стюарт, вместе с тем, высказался против участия в Московском совещании представителей профсоюзов, так как это, по его мнению, приведет к дискуссиям политического характера.
Представители капиталистических стран единодушно высказались за то, чтобы на Московском совещании, помимо пленарных заседаний, были организованы заседания рабочих групп или комиссий для обсуждения отдельных экономических проблем, интересующих тех или иных участников совещания.
При обсуждении проекта коммюнике острая дискуссия возникла по вопросу о формулировке повестки дня совещания. Советские представители, поддержанные представителями Китая, Индии и стран народной демократии, настаивали на следующей формулировке: «Возможности улучшения жизни людей, при условии сохранения мира и расширения экономических связей между странами». Представители капиталистических стран Сови, Робинсон, Стеве и другие категорически настаивали на том, чтобы выкинуть слова «при условии сохранения мира», мотивируя это тем, что в их странах это будет воспринято как пропаганда, связанная с движением за мир, и это затруднит привлечение к участию в совещании промышленников и экономистов. В результате принята была формулировка, вошедшая в коммюнике: «посредством мирного сотрудничества различных стран и различных систем».
Большие возражения со стороны тех же представителей вызвало также предложение советских и китайских делегатов отметить в первом пункте коммюнике, что гонка вооружений ведет к ухудшению экономических отношений между странами и пагубно влияет на условия жизни населения. Возникла угроза отказа от участия в Инициативном комитете представителей Англии Робинсон и Браун и представителей Франции - Сови. Пришлось ограничиться указанием на то, что «все возрастающее ухудшение международных экономических отношений ставит под угрозу условия жизни народов многих стран».
По настоянию представителей капиталистических стран в коммюнике включен пункт о том, что «совещание будет избегать всякой дискуссии о соответствующих достоинствах различных экономических и социальных систем».
В прениях представителями капиталистических стран был поставлен вопрос, какая организация будет принимать участников международного экономического совещания в Москве и за чей счет? На этот вопрос представителем советской делегации был дан ответ, что участники Международного экономического совещания будут гостями советского Подготовительного комитета, состоящего из экономистов, хозяйственников и представителей кооперативных и профсоюзных организаций.
Кроме коммюнике Инициативный комитет принял специальное заключение по прениям, в котором отмечается, что участники Международного экономического совещания будут гостями Комитета, объединяющего лиц из советских экономических, научных и общественных организаций, что в целях подготовки совещания должны быть созданы подготовительные комитеты по странам и выделена из состава Инициативного комитета Международная подготовительная комиссия. Общее число участников совещания не должно превышать 450 человек. Совещание будет состоять из пленарных заседаний, за которыми последуют заседания рабочих групп или комиссий и частные беседы, и закончиться должно пленарным заседанием. На пленарном заседании должны быть заслушаны три доклада на тему повестки дня от трех групп стран.
В принятом заключении содержится оговорка, что имена участников совещания «не будут связываться с каким-либо решением, которого они не одобрили специально».
Заключение предназначается не для опубликования в печати, а для внутреннего пользования в работе Международной подготовительной комиссии и национальных подготовительных комитетов.
Избрана из состава членов Инициативного комитета подготовительная Комиссия, в которую вошли: от Австрии - Добрецбергер, Италии - Стеве, Индии - Индулал Ягник, Китая - Ци Чжао-тин, Польши - Ланге, СССР - Островитянов, Франции - Шамбейрон. Последний избран генеральным секретарем Комиссии. Подготовительной Комиссии предоставлено право кооптации представителей от других стран.
Подготовительная Комиссия имела заседание, на котором приняты решения об организации самостоятельного аппарата Комиссии, независимого от Всемирного совета мира. Местом пребывания Инициативного комитета и подготовительной комиссии намечен один из следующих городов: Копенгаген, Вена, Милан, Цюрих, Хельсинки и, в случае отказа в разрешении соответствующих правительств, Варшава или Прага.
Постановлено обратиться к национальным подготовительным Комитетам с просьбой о взносе известных сумм для содержания Подготовительной комиссии и ее аппарата, имея в виду, что эти взносы в значительной мере будут носить символический характер. Основным источником финансирования должны быть по-прежнему средства, отпускаемые Всемирным Советом Мира, но эти средства должны быть выделены в самостоятельный бюджет.
В качестве первоочередной задачи подготовительной Комиссией намечено расширение Инициативного комитета за счет привлечения в его состав представителей прежде всего США и скандинавских стран, а также организация национальных подготовительных комитетов в тех странах, где они еще не организованы. Намечено разослать национальным комитетам материалы и постановления Инициативного комитета и запросить их соображения о выделении докладчиков и предложения по существу работы совещания, после чего на основе этих материалов составить конкретную программу работы совещания. Развернуть пропаганду идей совещания в печати в духе коммюнике. Подготовить бюллетень для рассылки по национальным Комитетам, содержащий информацию о работе Международной подготовительной комиссии, национальных подготовительных комитетов, материалы, предложения и т.д.
Итоги заседания Инициативного комитета и частные переговоры с отдельными его участниками показывают, что значительные круги экономистов, промышленников, торговцев, кооперативных и профсоюзных деятелей проявляют интерес к Международному экономическому совещанию в Москве. Однако правительства США и других капиталистических стран приложат все усилия к тому, чтобы сорвать это совещание. Австрийское правительство, по сообщению профессора Добрецбергера, уже запретило промышленникам, представителям государственных и общественных организаций участвовать в совещании.
Для обеспечения успеха совещания необходимо более конкретно определить его задачи и провести большую организационную работу.
Нам представляется, что совещание не может ограничиться принятием обращения с самыми общими положениями относительно расширения экономических связей между странами и улучшения условий жизни людей.
Необходимо выступить с конкретной программой о расширении международной торговли между странами на ближайшие годы, выраженной в определенном количестве процентов. Должно быть показано, что расширение мирового рынка даст возможность в соответствующих размерах расширить мирное производство, в частности, жилищное строительство, увеличить занятость населения и поднять уровень жизни людей в капиталистических странах примерно до уровня 1947-48 годов путем снижения цен, уменьшения налогов и т.д. При этом выставить тезис, что намеченная программа при стабилизации вооружений может быть выполнена в такой-то срок, а при сокращении вооружений - в более короткий срок.
Поставить эти вопросы в парламентах, перед правительствами отдельных стран, а также перед Организацией Объединенных Наций.
Выделить группу экономистов из представителей научных учреждений, Министерства внешней торговли, Центросоюза и других хозяйственных организаций для разработки указанной программы.
Кроме разработки общей программы подготовить конкретные предложения о возможности расширения внешней торговли СССР с другими странами.
Предусмотреть организацию на Международном экономическом совещании рабочих комиссий для рассмотрения отдельных проблем, интересующих участников Совещания. Эти проблемы должны быть выдвинуты международной подготовительной Комиссией на основе предварительных переговоров с национальными подготовительными комитетами.
В срочном порядке создать советский Подготовительный комитет из экономистов, хозяйственников, профсоюзных и кооперативных деятелей, возложив на него работу по подготовке Международного экономического совещания. Советский Подготовительный комитет должен иметь самостоятельный бюджет, отдельное помещение и соответствующий аппарат.
Советские представители должны активизировать работу в Инициативном комитете и в Международной Подготовительной комиссии. Использовать международные связи Министерства внешней торговли и Центросоюза для привлечения к участию в Совещании представителей деловых кругов капиталистических стран. На время отсутствия т. Островитянова поручить т. Нестерову участвовать в работе Подготовительной комиссии и выделить одного экономиста для работы в аппарате Подготовительной комиссии.
М. Нестеров, В. Ничков, К. Островитянов
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 137. Д. 521. Л. 166-172.

Справочная информация к документам:

Островитянов Константин Васильевич (1892-1969) - экономист, академик (1953), вице-президент (1953-1962) АН СССР. Сфера научных интересов: политэкономия социализма и капитализма.
Нестеров Михаил Васильевич (1892-1971) - председатель Торговой палаты СССР (1944-1969).
Ничков Влас Никифорович (1902-1972) - во время Московского экономического совещания председатель Всесоюзного объединения «Экспортлес».
Монтегю Айвор (1904-1984) - английский общественный деятель и публицист, секретарь Всемирного Совета Мира (1948-1967).
Де Гаспери Алъчиде (1881-1954) - итальянский политик, премьер-министр Италии (1945-1953).
Сайян Луи (1910-1974) - деятель французского и международного профсоюзного движения, генеральный секретарь Всемирной федерации профсоюзов (1945-1969).
Доктрина Трумэна - внешнеполитическая программа США, основой которой было оказание непрерывного давления на СССР и другие страны социалистического блока.
Сови Альфред (1898-1990) - французский социолог, демограф и экономист, был сторонником мирного сосуществования двух систем, выдвигал программу демократических преобразований во Франции.
Робинсон Джоан Вайолет (1903-1983) - английский экономист и общественный деятель, сторонник кейнсианского и посткейнсианского направления в экономической науке, выступала за мирное сосуществования двух систем.
Оскар Ланге (1904-1965) - польский экономист, политический и общественный деятель, академик Польской АН (1952), ректор Главной школы планирования и статистики (1952-1955).
Ягник Индуал Канайалал (1892-1972) - политический и общественный деятель Индии, лидер крестьянской организации «Кисан Сабха».

Источник: журнал "Исторический архив" №1(130) 2015. С. 107-123.
Tags: ВКП (б), Сталин, внешняя политика, документы, история, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments