• kommari

интервью с провинциальным первым секретарем

Герои большевистской индустриализации: Смилга, Пятаков, Межлаук, Преображенский и другие

Оригинал взят у pravda1917 в Герои большевистской индустриализации: Смилга, Пятаков, Межлаук, Преображенский и другие
Этим постом я призываю сообщество собирать материал об этих людях, о большевиках, как о перечисленных тут, так и о других, во многом забытых, именах.

Им не посвящено столько книг, сколько Вождям. Изредка, можно найти страничку-полстранички про кого-то из них, в какой-нибудь книжке. Вот хотя бы такие странички я и хотел бы собрать здесь.

I. Короткое вступление

Все любят индустриализацию СССР, но вот почти все люди, которые ее непосредственно проводили и готовили, незаслуженно забыты. (В этом смысле, Троцкому повезло: он по крайней мере хорошо известен)

Кто такие большевики и что они сделали? В практической плоскости, большевики это не столько Ленин, Сталин и Троцкий (это всего лишь вожди), сколько следующий сразу за ними слой партийных и советских руководителей. Подобно тому, как Донбасс это не столько Стрелков, сколько Мозговой, Дремов, Ищенко, Беднов, Ходаковский, Губарев и подобные им.

А сделали Большевики, создатели Плановой экономики, индустриализацию СССР... Кто сделал? Мы мало знаем о них. Сталин их расстрелял (кстати, про глубину экономических познаний ИВС), Троцкий писал всякие колкости в их адрес. Но они были, работали, индустриализировали страну... Я призываю сообщество собирать материал об этих людях, о настоящих большевиках

Я попробовал для начала перечислить несколько имен, именно в порядке исторической несправедливости к ним в смысле забвения. Поэтому Смилга (соавтор первого пятилетнего плана, согласно Кржижановскому, см. ниже), как наиболее забытый, перед Пятаковым (знаменитым уже тем, что он в завещании Ленина).

А также по степени участия в главном практическом достижении большевизма, индустриализации СССР. Поэтому среди прочих имен выбраны именно Смилга и Межлаук. Преображенский (как теоретик) только в конце списка, а Раковский не включен вовсе. Но, конечно, интересны все имена левой оппозиции.

II. Имена

1. Ивар Смилга
Я слышал, что он разбирался в экономике  (наряду с Преображенским, Троцким, Бухариным). В вики написано: экономист. В 1930-1934 занимал должность зампреда Госплана СССР, ключевой пост для индустриализации. И этот факт даже не отмечен в статье в Вики о нем... Один из известнейших и активнейших членов Р.В.С. времен гражданской. (личная оценка) Если бы (неоднократно геройствовавшего на передовой на фронтах гражданской) Троцкого настигла бы пуля, Смилга, вполне вероятно, возглавил бы Красную Армию после него.  Был хорошо известен и популярен среди большевиков.

"Смилга был одним из творцов первого пятилетнего плана. Г. М. Кржижановский не раз отмечал, что его главным помощником в этом деле по Госплану были И. Т. Смилга и Г. Я. Сокольников." (Источник: "Реввоенсовет Республики" Ненароков А. П.)

Имеются и теоретические работы: в 1925-27 Смилга "подготовил ... работу, касающуюся вопросов экономики страны,«Восстановительные процессы»" (там же)

2. Пятаков
Зам. пред. ВСНХ СССР в 1931-32, зампред наркома тяжелой промышленности (Орджоникидзе) в 1932-34. Наркомат тяжелой промышленности это ключевой наркомат индустриализации. Важность видна уже по тому, что Сталин поставил им руководить Орджоникидзе, по видимому одного из немногих людей, преданных сталину на личной основе. Для сравнения, другой лично преданный сталину человек, Ворошилов, занимал пост наркома обороны. А Пятаков, человек больших личных способностей, судя по всему, "тянул" непосредственную работу в наркомате.

Ранее, в 20-х, когда немецкие коммунисты просили прислать им Троцкого для непосредственного руководства революцией в Германии, вместо Троцкого прислали Пятакова и Радека.

3. Межлаук
В 1928-31 зампред ВСНХ, в 1931-1934 первый зампред Госплана СССР, 1934-37 председатель Госплана СССР.
Начинал свою деятельность еще в знаменитом бронепоезде N1.

4. Преображенский
Теоретик индустриализации, на пару с Троцким автор концепции "первоначального социалистического накопления" (теоретической основы индустриализации СССР), написал по этому поводу книжку. Вместе с другими оппозиционерами, когда сталин "перековался" и начал в 1928 индустриализацию, формально "покаялся" и присоединился к ней, но вследствии то ли критичного отношения к ее методам, то ли других причин, высоких должностей не занимал (работал в 1930-32 зам. председателя Нижегородского планового комитета)

III. Источники
(уж что помню, хорошо бы, вообще говоря, вырезать эти странички из книжек (а Бруэ, так еще и перевести) и запостить, по каждому человеку отдельно. Но пока только так)

1) у Дойчера есть небольшие зарисовки по персоналиям

2) есть по страничке-другой на человека у Роговина

3) В рецензии на книгу Бруэ, написано, что там уделено больше внимания "простым большевикам", чем у Дойчера:
"Был не только Троцкий и его сын Седов. Были многочисленные другие выдающиеся деятели, которые оживляются снова Broué. Он дает им имя и политическую идентичность. Они являются одними из самых чистых героев и героинь нашего века. Они никогда не поклонились и не уступили "неизбежному". Они никогда не теряли веру, в то что этот кошмар закончится. Они были убиты до последнего человека. Как сказал один из очевидцев: Они были вырублены как большие дубы, с проклятием для Сталина и лозунгом для советской власти и мировой революции на устах. Мы гордимся ими. В будущем все рабочие СССР будет гордиться ими. Благодаря им наше течение единственное, которое может смотреть советским людям в лицо без чувства вины, без стыда и комплексов. Эти герои спасли честь и преемственность коммунизма."

4) И да, у того же Бруэ, есть оказывается отдельная книга про Раковского.

В общем, тема огромная, дополняйте

Upd от yadocent из комментов:

Межлаук был наркомом ДКР, о нем есть материал в книге В.Корнилова.

о Пятакове вышла целая книга на Украине: Солдатенко В.Ф. Георгій Пятаков: миттєвості неспокійної долі. — Київ: Світогляд, 2004. — 331 с.

У Панцова А.В. статья Троцкий и Преображенский в ж. ЭКО №1, 1990, с.63-66.


  • kommari

книга

Оригинал взят у kommari в книга

apparat
Виктор Прибытков. Аппарат.

1995

257 стр.

В книге «АППАРАТ» Виктора Прибыткова, работавшего с 1972 по 1985 годы в ЦК КПСС, (последние девять лет помощником секретаря ЦК КПСС, а с 1984 по 1985 годы — помощником Генерального секретаря ЦК КПСС К. У. Черненко), с документальной точностью повествуется о «тайной кухне» работы аппарата КПСС. В книге впервые рассказывается о закулисной, но бескомпромиссной борьбе за власть, «придворных интригах», просчетах и поражениях вождей, их человеческих слабостях — грехах, болезнях, пороках.

От себя: автор немного странный, явно очень обиженный на то, как сложилась — точнее, не сложилась, его карьера, но действительно находившийся внутри «кухни».

  • kommari

книга о Раковском

kont

Франсис Конт. Революция и дипломатия. Документальная повесть о Христиане Раковском.

1991

Хотя книга была написана давно, и появилось много новой информации с тех пор, все равно, хотя и написана человеком западным, она лучше, чем книга Чернявского.

Lenin
  • kommari

80 лет назад. К годовщине расстрела экс-главы Советского государства

Оригинал взят у maysuryan в 80 лет назад. К годовщине расстрела экс-главы Советского государства
80 лет назад, 25 августа 1936 года, был расстрелян бывший первый глава Советского государства, Лев Борисович Каменев. Правда, этот пост (главы ВЦИК РСФСР) Каменев занимал крайне недолго, меньше двух недель, так что официальные советские историки упорно называли первым главой РСФСР не его, а Якова Свердлова. Но из песни строчку не выкинешь... Всё же расстрел главы государства, пусть и бывшего — событие не рядовое, случается не часто. В истории России XX века такое произошло всего два раза — с Николаем Романовым и Львом Каменевым, причём о втором случае вспоминают крайне редко. А почему бы не вспомнить? Расставить плакаты на обочинах "Простите нас Государь, Председатель ВЦИК!". Но чёрта с два. Перед царём-ретроградом каяться по нынешним временам — модно и (ха, ха) "современно", а перед революционером? Фи, какой отстой... Вот в этом, между прочим, и хорошо видна вся повёрнутость нашего времени задом наперёд, из будущего в прошлое. И пока мы от неё не излечимся, ничего хорошего Россию и бывший СССР не ждёт.
А постепенное спускание Льва Борисовича по лестнице, ведущей вниз, хорошо можно видеть на его изображениях в советской карикатуре.
Это — акварельная карикатура, нарисованная большевиком Валерием Межлауком.


Валерий Межлаук. Лев Каменев перекрашивает Льва Троцкого из льва в тигра

Collapse )

Рецензия на четырехтомную биографию Троцкого, написанную Фельштинским и Чернявским

Оригинал взят у pravda1917 в Рецензия на четырехтомную биографию Троцкого, написанную Фельштинским и Чернявским
источник: http://web.mit.edu/fjk/www/editor/ (там есть и еще всякое)

Рецензия о новой четырехтомной биографии Троцкого, написанной Ю. Фельштинским и Г. Чернявским. Том 1, сентябрь 2013 г.

Рецензия на том 2, июль 2014 г.

Новая биография Л.Д. Троцкого в четырех томах. Рецензия на том первый. (Ю. Фельштинский и Г. Чернявский. «Лев Троцкий», 4 тома, издательство Центрполиграф, 2012-2013 гг.)

Публикация новой биографии Л.Д.Троцкого на русском языке должна бы заслуженно явиться выдающимся событием в развитии интеллектуальной мысли общества. Публикация Дмитрием Волкогоновым в начале 1991 года одобрительной биографии Троцкого была связана с поворотом политического и идеологического истэблишмента на 180º от так называемого «коммунизма» к анти-коммунизму.

Collapse )

Наиболее явно выражено реакционное мировоззрение авторов, когда господа Фельштинский и Чернявский оценивают революцию 1905 года. В движении миллионных масс они видят бунт черни «самочинно захватившей» заводы, улицы и аудитории университетов. «Разгоряченные толпы студентов, привлеченные ими рабочие бездействующих заводов и фабрик, просто отбросы общества — нищие, уголовники, проститутки — упивались «свободой» (стр. 162).

Политические убеждения авторов выясняются чуть дальше: они поддерживают «прогрессистов» и «разумные и четкие установки этого течения … на создание в России конституционно-монархического режима, основанного на разделении трех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной)» (стр. 167). Прогрессисты непосредственно выражали интересы крупных капиталистов и стояли правей кадетов и октябристов. В 1905-6 годах они были незаметны и получили значительный вес в III Думе лишь после разгрома революции и третьеиюньского (1907 г.) переворота, когда у большинства народа отняли право голоса.

Что же касается оценки событий 1905 года: бунт или народная революция, то возьмем свидетельство идеологического вождя либеральной буржуазии, Павла Милюкова. В многотомной «Истории России», изданной во Франции в 1932 году, описывая события 1905 года, этот известный историк пишет: «Новый феномен, доминировавший весь 1905-й год, состоял из появления на политической арене народных масс» (History of Russia, vol. 3, New York, 1969, p. 202). Мы принимаем свидетельство вождя кадетов и ученого историка тем охотней, что оно совершенно бескорыстно: движение народных масс отодвинуло партию Милюкова на задворки событий.

(продолжение)
(окончание)

barsik
  • _iga

1981. "Владимир Высоцкий"

ЦК КПСС СЕКРЕТНО
О поведении режиссера Любимова Ю.П. в связи с подготовкой спектакля "Владимир Высоцкий" в театре на Таганке

В последнее время главный режиссер Московского театра драмы и комедии на Таганке Ю.П.Любимов обращается в директивные инстанции, к руководителям партии и государства по поводу чинимых ему препятствий в подготовке спектакля "Владимир Высоцкий". В этой связи Министерство культуры СССР считает необходимым сообщить следующее.

25 июля с.г., в годовщину смерти В.Высоцкого театр на Таганке провел вечер его памяти по специально подготовленной литературной композиции. Одновременно руководство театра поставило перед Главным управлением культуры Мосгорисполкома вопрос о включении литературной композиции в текущий репертуар в качестве спектакля под названием "Владимир Высоцкий".

В.Высоцкий известен как популярный актер, театра и кино, а также как автор и исполнитель песен, часть из которых записана на пластинки, выпущенные фирмой "Мелодия", а часть имеет широкое хождение в "самиздатовских" записях. В популярности Высоцкого, особенно после его смерти, отчетливо проявляется элемент нездоровой сенсационности, усиленно подогреваемой враждебными кругами за рубежом, заинтересованными в причислении Высоцкого к разряду диссидентов, "аутсайдеров".

Поэтическое и песенное наследие Высоцкого неравноценно и весьма противоречиво, что было обусловлено его мировоззренческой ограниченностью. На творческой судьбе, поведении и умонастроении Высоцкого пагубно сказались его идейная незрелость, а также такие личные моменты, как брак с французской актрисой М.Влади, подверженность алкоголизму, что усугубляло его душевную драму и раздвоенность, приводило к духовному и творческому кризису.

В подготовленной литературной композиции, автором которой является Ю.П.Любимов, была поставлена задача откликнуться на интерес общественности к творчеству и личности Высоцкого, создать спектакль о "всенародно признанном" поэте. При этом якобы ставилось целью рассказать о том, как "мужал и креп талант поэта, оттачивалось его мастерство, росло духовное самосознание, ощущение себя, как неотрывной части великого целого, которое зовется -"советский народ". Однако на самом деле все содержание композиции сведено к доказательству тезисов о "затравленности" поэта, его конфликте с нашим обществом, предопределенности и неизбежности его гибели. Значительная часть песен, включенных в композицию, взята из пластинок, выпущенных за рубежом, из архива Высоцкого, не получивших разрешения Главлита. Содержащиеся в композиции отрывки из "Гамлета" Шекспира использованы тенденциозно, с определенным подтекстом. Этой же задаче подчинены отрывки из произведений американского драматурга Стоппарда, известного своими антисоветскими взглядами и сочинениями.

Предвзято выстроенный в композиции стихотворный и песенный ряд призван выявить "мрачную" атмосферу, в которой якобы жил Высоцкий. Последний предстает как художник, оппозиционно настроенный по отношению к советскому обществу. Личная драма Высоцкого, приведшая его к кризису, выдается за общественную драму, явившуюся результатом разлада поэта с нашей действительностью. Положение художника в обществе характеризуется так: "Гитару унесли, с нею и свободу", "Загубили душу мне, отобрали волю, порвали серебряные струны". В стихах Высоцкого, использованных в композиции, человек изображен приземленным, интеллектуально ограниченным, ни во что не верящим, лишенным идеалов и перспективы. Во многих стихах и песнях Высоцкого преобладают кабацкие мотивы, говорится о драках, попойках, тюрьмах, "черных воронах", "паскудах" и "шлюхах". Проводится мысль о том, что подлинная красота жизни возможна лишь на нейтральной полосе ("Ведь на нейтральной полосе цветы необычайной красоты")..

В стихотворениях Высоцкого о Великой Отечественной войне показ героизма советских воинов нередко подменяется описанием подвигов штрафников, предательства и измены жен. Политически двусмысленны стихи, где говорится о странах социалистического содружества: "польский город Будапешт", "чешский город Будапешт", "я к полякам в Улан-Батор не поеду, наконец!". Или "... демократки, уверяли кореша, не берут с советских граждан ни гроша".

В самом начале композиции задан негативный идейный камертон всей вещи:
Я бодрствую, но вещий сон мне снится.
Пилюли пью, надеюсь, что усну...
Не привыкать глотать мне горькую слюну...
Мне объявили явную войну -
За то, что я нарушил тишину -
За то, что я хриплю на всю страну,
Чтоб доказать - я в колесе не спица,
За то, что мне неймется и не спится,
За то, что в передачах заграница
Передает мою блатную старину...


Кульминации этот мотив достигает в песне В.Высоцкого "Охота на волков", где метафорически изображается положение художника в советском обществе:
Рвусь из сил я, из всех сухожилий,
Но сегодня опять, как вчера,
Обложили меня, обложили,
Гонят весело на номера.
Идет охота на волков, идет охота
На серых хищников, матерых и щенков,
Кричат загонщики и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу, и пятна красные флажков.
Не на равных играют с волками
Егеря, но не дрогнет рука,
Преградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка.


Составители композиции противопоставляют творчество Высоцкого искусству социалистического реализма. В авторской ремарке с издевкой написано: "Мы можем изобразить для вас клоунов... если хотите, убийц, привидения и битвы, политических интриганов, героев, негодяев, страдающих влюбленных, распутных жен, непорочных дев - изящный фарс за хорошую цену. Все это под флагом реализма, для которого существуют специальные термины" (стр.49).

В ходе подготовки вечера памяти Высоцкого в поведении Ю.П.Любимова проявилось стремление со спекулятивных позиций выступить в роли "подлинного защитника таланта", создать ажиотаж вокруг имени поэта, сыграть на нездоровых настроениях определенной части публики. На беседе в Главном управлении культуры Мосгорисполкома Ю.П.Любимов заявил о намерении поставить спектакль о Высоцком в честь XXVI съезда партии, "восстановить доброе имя Высоцкого - русского поэта, гордости России, которому ничего не давали и не разрешали".

Ю.П.Любимову было предложено соблюдать установленный порядок работы над спектаклем, однако он высокомерно заявил, что представлять материалы и согласовывать их ни с кем не будет. От делового разговора по доработке материала Ю.П.Любимов в грубой, оскорбительной форме отказался. 15 июля с.г. руководство театра без разрешения Главка провело репетицию с приглашением зрителей, в числе которых были зарубежные дипломаты, представители иностранной прессы, радио и телевидения.

С Ю.П.Любимовым состоялась беседа в Министерстве культуры СССР, где ему было указано на несостоятельность и неприемлемость концепции композиции. Однако Любимов отверг эти замечания и в нарушение установленного порядка 23-24 июля вновь провел две репетиции с участием большого количества зрителей. В последующее время Ю.П.Любимов организовал очередные просмотры и обсуждения спектакля, стремясь создать нездоровую обстановку, грубо нарушал распоряжения Главка. На последнем обсуждении спектакля 31 октября с.г. Любимов выступил с провокационным заявлением, что если спектакль не будет принят, он будет вынужден уйти из театра.

Следует отметить, что во время встреч и бесед Ю.П.Любимов вел себя вызывающе, пытался вести разговор в недопустимо оскорбительных тонах.

Работа над композицией о Высоцком, упорство в отстаивании идеологически чуждых моментов, стремление во что бы то ни стало создать шумиху вокруг этой постановки свидетельствуют о том, что Ю.П.Любимов задался целью утвердить себя в общественном мнении, особенно за рубежом, в качестве лидера "альтернативного" театра, некоего "особого направления" в искусстве.

Эта тенденция проявлялась у Ю.П.Любимова и ранее. В свое время (в 1968, 1973, 1975-1979 годах) он настойчиво добивался разрешения на выпуск спектакля "Живой" по пьесе Б.Можаева, в которой в предельно мрачных красках нарисована безотрадная картина послевоенной деревни и на этом фоне показана тяжелая судьба рядового колхозника, бывшего фронтовика, оказавшегося жертвой беззакония и произвола должностных лиц. Об этом в свое время Министерство культуры СССР докладывало ЦК КПСС.

Недавно Ю.П.Любимов осуществил постановку спектакля "Трехгрошевая опера" в Венгрии. Советское посольство в ВНР (т.Павлов В.Я.) характеризует этот спектакль негативно, считая, что в нем допущен "ряд политически вредных моментов".

На протяжении ряда лет по разным причинам и поводам с Ю.П.Любимовым велись многократные беседы, разъяснялась неправильность его позиции и общественного поведения. Однако Ю.П.Любимов должных выводов не сделал.

В сложившейся ситуации Министерство культуры СССР поддерживает позицию Главка и считает невозможным показ спектакля по литературной композиции "Владимир Высоцкий" в данной редакции.

Докладывается в порядке информации.
МИНИСТР КУЛЬТУРЫ СССР П. Демичев
10 ноября 1981 года

[сканы]






1944. «Об ошибках и недостатках в идеологической работе в партийной организации Казахстана».

Докладная записка в ЦК ВКП(б) «Об ошибках и недостатках в идеологической работе в партийной организации Казахстана», по итогам проверки, представленной группой ответработников УПА и Союза советских писателей. К ней прилагается записка Г. Александрова, направленная Г. М. Маленкову об итогах работы пропгруппы с предложением заслушать на Оргбюро ЦК ВКП(б) отчет руководства казахских коммунистов об идеологической работе республиканской парторганизации и персональный отчет секретаря ЦК КП(б) Казахстана по пропаганде М. Абдыкалыкова.

Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Маленкову Г. М.

Об ошибках и недостатках в идеологической работе в партийной организации Казахстана

По решению ЦК ВКП(б) в июле с. г. в Казахскую ССР была направлена группа работников Управления пропаганды и Союза Советских писателей СССР для оказания практической помощи ЦК КП(б) Казахстана в идеологической и пропагандистской работе.

В ходе работы группой были вскрыты серьезные ошибки и недостатки в идеологической работе Казахской партийной организации.

Collapse )